Татьяна Сенсемилия (sen_semilia) wrote,
Татьяна Сенсемилия
sen_semilia

Category:

ЗИС-5 - легендарная «Трёхтонка» , внёсшая свой вклад в Победу

Отдавая дань памяти Великой отечественной войне, нельзя не вспомнить автомобили, внесшие свой вклад в Победу. Автомобилей той эпохи осталось не так уж и много. Немалая их часть заслуженно заняла свои места на пьедесталах памятников по всему бывшему СССР, а некоторые отреставрированы энтузиастами, и на ходу до сих пор.




На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен именно «трехтонка» ЗИС-5, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше. История у этого автомобиля тоже весьма примечательная.



Корни у него американские, а если точнее, дедушкой автомобиля стал американский грузовик Autocar-5S, в свою очередь скомпанованный из агрегатов множества американских производителей.



Если дедушкой ЗИС-5 можно считать грузовик «Автокар 5 Эс», а папой – АМО-3, то мамой «трехтонки» стал коллектив инженеров предприятия ЗИС (в 1931 году АМО был переименован в Завод Имени Сталина). Фактически из доступных агрегатов ими был сконструирован намного более современный автомобиль. Так, в отличие от прототипа Autocar-5S, ЗИС-5 был более простым и ремонтопригодным, и в то же время более проходимым и грузоподъемным.



«Трехтонкой» (другое популярное название в войсках – «Захар») был назван ЗИС-5В; Буква «В» в аббревиатуре также означает «Военный». От довоенного аналога автомобиль отличался предельно облегченной (более чем на 120 кг) по сравнению с довоенной версией кабиной, деревянной, с дерматиновой крышей, а также гнутыми из листового проката угловатыми крыльями, отсутствием тормозов на передних колесах, и наличием лишь одной фары - левой. В общем, автомобиль подвергся военной модернизации .



«Трехтонка» выпускалась сразу на нескольких предприятиях; кроме Москвы, этот грузовик выпускался также в Ульяновске и Миассе; предприятия назывались УльЗИС и УралЗИС соответственно. На последних двух за годы войны выпустили чуть больше и чуть меньше десяти тысяч машин соответственно, а московский завод за годы войны дал фронту почти 70 тысяч «трехтонок». В отличие от полуторки ГАЗ-ММ, производство которого после войны было свернуто(в 1947 году – на ГАЗе, откуда было перенесено в Ульяновск, а там закрыто в 1950 году), ЗИС-5 производился до 1958 года, а отдельные экземпляры эксплуатировались вплоть до 70-х годов прошлого века.



UPD: В продолжение рассказа о легендарном автомобиле, внёсшем свой вклад в Победу.
Вчера ничего не нашла о самом памятнике, а сегодня по штрих коду через программу в телефоне получила такую информацию.
Шофёр-фронтовик Африкан Дмитриевич Аккуратов после увольнения с военной службы, дома, в селе Киово, нашёл и собрал по частям грузовой «ЗИС-5» и использовал эту машину для хозяйственных нужд.
Через некоторое время автомобиль перешёл к другому хозяину.
На эту машину обратили внимание работники ПОГАТа (ныне ЗАО «Транс вал»). Они предложили обменять легендарный грузовик на легковой автомобиль, который они соберут из списанных машин. Таким образом, житель Лобни получил легковой автомобиль, а погатовцы – раритетную машину времён Второй мировой войны.
Проведя реставрацию машины (она находится на ходу, на раме сохранилась дата выпуска – декабрь 1943 года), её установили на постамент из кирпича у въезда на предприятие. Первоначально на памятной доске было написано: «Автомобиль-ветеран».
Позднее надпись была изменена - «Ветерану 1943». Памятник установлен в 1984 году.

Автомобили «ЗИС-5» («трёхтонка») выпускали в Москве, Ульяновске и Миассе с 1933 по 1958 годы.

На фронте этот автомобиль был незаменимым и надёжным тружеником, основным тягловым средством Красной Армии. Наводившие на немцев ужас грозные «катюши» («БМ-13») монтировались в кузовах трёхтонок. Вот какой секретный и ценный груз доверяли «ЗИС-5»!



Tags: День Победы, праздник, чтобы помнили
Subscribe
promo sen_semilia май 9, 2020 16:05 18
Buy for 50 tokens
Сегодня с утра на теплоходе Сергей Есенин компании Мостурфлот прошла торжественная Церемония возложения цветов на воду реки Волги в честь погибших во время Великой Отечественной Войны. Команда теплохода приготовила ленточки и гвоздики , которые раздали пассажирам Все вышли на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →