Татьяна Сенсемилия (sen_semilia) wrote,
Татьяна Сенсемилия
sen_semilia

Categories:

"Служенье муз...."

"...Театр уж полон; ложи блещут
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит..." - знаменитые строки великого поэта о Большом, о Театре - Большом - в прямом и переносном смысле этого слова.



А задумывались ли вы когда-нибудь о тех, кого "не видит зритель, но без их закулисной деятельности невозможно то чудо, которое во всем мире именуется одним словом – "Большой" - слова Владимира Урина, генерального директора ГАБТ, в интервью журналистам ТАСС работавшим над специальным проектом "Бесценные люди".



Во время нашей экскурсии по закулисью Большого театра именно эти люди, готовившие театр к встрече со зрителем в новогодних спектаклях, чаще всего встречались на нашем пути.Фотографировать, правда, нам их не разрешили - таковы правила. Поэтому давайте проведем "Репортаж без героя"...)



Женский костюмерно-пошивочный цех находится очень высоко, где-то под театральной крышей ГАБТ, из окон видны крыши ЦУМа.



Костюмы шьют в театре и в театре же носят, ведь балетные пачки - легкие, нежные, трудоемкие, транспортировка может повредить костюм.



Пачки в России, правда, долго не приживались, и новатором тут стал Большой театр, верней балерина Большого Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.



В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку. Об истории сценического костюма можно рассказывать очень долго, историй много - длинных и не очень и они такие же интересные как и история театра.



Сценический реквизит так же как и костюмы создается в мастерских ГАБТ.







Во время спектаклей на сцене бьют фонтаны, вырастают замки и леса и все это должно оперативно и быстро появиться и исчезать незаметно для зрителя. Реквизит мы встречали везде - в залах и коридорах Театрального дворца. Экскурсовод рассказывала к какому спектаклю была сделана та или иная декорация, стол, часы, кресло или трон...







Большой театр после реконструкции это огромный "мегаполис" искусства с несколькими сценами, огромными холлами и залами, современными бесшумными лифтами.









Открыв дверь попадаем мы из залов старинного дворца на лестницу с блестящими хромированными перилами. Пройдя по широким коридорам, рассчитанным на променад дам прошлых веков в широких кринолиновых юбках, садимся в количестве пяти человек в стеклянный, бесшумный лифт,и в считанные секунды проносимся от подвала до крыши.







Дверь открылась бесшумно и вот мы заходим в зрительный зал.





Огромная люстра которая, как писал Альберт Кавос, профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров создавший проект восстановления театра после пожара 1853 года, ".. основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение».





Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение.



Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы».



Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках.





Светильники в театре - важная часть интерьера. Канделябры на стенах восстановлены по историческим эскизам. А сценическим свет - это одна из важнейших составляющих спектакля и должность человека, отвечающего за этот свет называется Художник по свету....Художник....







Так же быстро, как и лифт "проносимся" мы по основным вехам истории Большого театра. 1919 год, В. И. Ленин и другие члены правительства присутствовали на концерте в Большом театре для делегатов 7‑го съезда Советов и в Бетховенском зале слешали столь любимую вождем Аппассионату Бетховена. Хотя, как вспоминал Луначарский, "Ленин относился к Большому театру очень нервно", называл "куском чисто помещичьей культуры". Зимой 1919 года по его настоянию Совнарком принял первое решение о закрытии Большого. Театр отстояли, но урезали бюджет. А зал, кстати, где все происходило, называется Бетховенским..











Вообще у Большого история бурная - театр несколько раз горел, во время Великой Отечественной Войны в него попала бомба, но реставраторы восстановили театр. Масштабная реконструкция наших дней, я хорошо помню сколько раз обещали открыть театр, но сроки все переносились.



В одном из многочисленных коридоров есть старинное зеркало - пережило с театром очень много.









При реставрации на кирпичах в стене были найдены клейма, которые ставили раньше их производители





Большой выстоял и на его сцене идут прекрасные постановки, в некогда бальных залах проходят выставки, посвященные великим артистам выступавшим в Театре. А тех, кто по какой либо причине не попадает на спектакли, приглашают на экскурсию...





Выставка о Марисе Лиепа "ТЕАТР – ЭТО ЕГО МИР, ОН ГДЕ-ТО ТАМ... НАВЕРХУ... ВЫСОКО-ВЫСОКО...."


А ведь и у меня лично с театром есть кое-что общее, "родились" мы в один день - 28 марта)), только вот годы немного разные - всего-то почти каких-то 200 лет между нами....))



Информация взята тут "Бесценные сотрудники"
На сайте Большого театра
За возможность попасть на экскурсию большое спасибо сообществу moscultura и Анне atlanta_s

Оригинал взят у appassionata_lr в "Служенье муз...."


Tags: их нравы, околотеатраоьное, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sen_semilia may 9, 2020 16:05 18
Buy for 50 tokens
Сегодня с утра на теплоходе Сергей Есенин компании Мостурфлот прошла торжественная Церемония возложения цветов на воду реки Волги в честь погибших во время Великой Отечественной Войны. Команда теплохода приготовила ленточки и гвоздики , которые раздали пассажирам Все вышли на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments