Татьяна Сенсемилия (sen_semilia) wrote,
Татьяна Сенсемилия
sen_semilia

Жизнь за кулисами. Ярославский Камерный театр.

Имеет ли значение для актёров, перед каким зрителем они играют? Замечают ли они кого-то персонально, обсуждают ли между собой то, что происходит в зрительном зале, и вообще, что делается за кулисами "до" и "после" спектакля, чем занимаются актёры во время антракта?
Ответы на эти вопросы в спектакле "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРАГЕДИИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УБОГИХ ПОДМОСТКАХ КОНЦА XX СТОЛЕТИЯ" Ярославского камерного театра.
Обаятельнейшие Владимир Гусев и Юрий Ваксман замечательно сыграли переплетение ситуаций в жизни и на сцене, посмешили и дали повод задуматься.
Вот как это было:
Перед нами - театральная гримёрная. В кресле невозмутимо попивает кофе из термоса готовый к выходу актёр, играющий Сальери. Вдруг за кулисами слышатся голоса - это помощник режиссёра ругается с актёром, исполняющим роль Моцарта, который каждый раз опаздывает на спектакль. "Моцарт" врывается запыхавшись в гримёрку, начинает готовиться к выходу. Оказывается, что кружева не глажены, чулки не стираны, грим по ночам грызут мыши, и он вынужден мазать лицо их экскрементами, парик одеть некому, потому что гримёр постоянно находится в отпуске, в графине протухшая вода, на зеркале толстый слой пыли, а в стакане муха сдохла, никто не убирает - уборщица уволилась. Всё это ужасно возмущает "Моцарта". «Сальери» удивляется: Вот ты столько энергии выплёскиваешь до спектакля, а играешь всё так же великолепно. На что «Моцарт» отвечает, что ему смертельно надоело играть один и тот же спектакль 25 лет по 2 раза в неделю, да ещё когда его ставят на замены невыпущенной премьеры «Лира», у которого уже было 8 генеральных репетиций. "Мы оба уже толстые, даже когда играем слона и бегемота в детских спектаклях, дети над нами смеются. Да и на «Моцарта и Сальери» уже никто не ходит. В последний раз в зале было всего 7 зрителей: один ненормальный, в очередной раз выпущенный из психушки, в 1-м ряду, две старушки из приюта в одинаковых стареньких платьях в 3-м ряду, солдат справа в 5-м, пожилая пара в ложе. Что они все делают в театре?" - говорит "Моцарт". «Сальери» спокойно поправляет: зрителей было не 7, а 9, ещё была пара в другой ложе. «Моцарт»: «Это уборщица, взяла привычку убираться во время спектакля!» «Да нет, уборщица уволилась, а это пара геев.» «А что они делают в театре?» У Сальери на всё находятся объяснения: «А что могут делать геи в театре? Их почти не было видно за перилами. Старушки не из приюта: они всё время сосали леденцы, а в приюте леденцов и денег на театр не выдают. Солдатик в увольнении, его девушка с другим, вот он и пришёл, где тепло и сухо, чтобы не мокнуть под дождём. Пожилая пара – молодожёны. Они интеллектуалы: вместо брачной ночи, у них поход в театр.»
Наконец звучит третий звонок. Актёры уходят за кулисы – к воображаемому залу, слышны реплики, гаснет свет, и они появляются перед нами уже в образах. Моцарт игрив, воодушевлён, приводит к Сальери слепого музыканта, встретившегося ему по пути, и просит его послушать. Показывает своё новое сочинение, играет его. Сальери в очередной раз поражён талантом Моцарта, он удивлён, как можно было, неся ему такой шедевр, обращать внимание на какого-то уличного музыканта. И решает его остановить, потому что Моцарт может создать ещё более гениальное, а что потом? Произносит монолог за кулисами, перед зрителями того спектакля, конец 1-го акта, слышатся аплодисменты. Но наш спектакль продолжается. Актёры появляются перед нами в гримёрной, и начинают обсуждать, что в зале сидит группа зрителей, которые громко разговаривают. «Сальери» предполагает, что это иностранцы из Туниса, которым переводчик переводит спектакль. «Почему именно из Туниса?» - спрашивает «Моцарт». И предлагает пари на ящик шампанского. «Сальери» отказывается. А голос помощника режиссёра в репродукторе сообщает, что антракт продлевается на 15 минут, так как присутствующие на спектакле гости из Туниса, находятся пока в буфете. «Моцарт» ликует по поводу того, что «Сальери» не пошёл на спор, ведь он никогда не рискует, а «кто не рискует, тот не пьёт шампанского». Они опять начинают перепалку: выясняется, что в жизни от одного к другому ушла жена, потом уехала за границу с богатым иностранцем и шлёт им теперь приветы. И вот опять третий звонок, продолжается спектакль в спектакле. Моцарт играет реквием, Сальери подсыпает яд в бокал, предлагает ему, Моцарт выпивает, в его голове проносятся различные мелодии, ему становится хуже… Аплодисменты. Актёры появляются перед нами опять в гримёрной. Начинаются выяснения, почему «Моцарт» ушёл с поклонов раньше, а «Сальери» приходится одному отдуваться. Голос помощника режиссёра в репродукторе объявляет участникам спектакля благодарность, и то, что завтрашний показ премьеры «Лира» отменяется, вместо него будет «Моцарт и Сальери». Затем в гримёрную приносят ящик шампанского от иностранцев из Туниса, и актёры ищут бокалы, из которых можно выпить. Появляется помощник режиссёра в образе женщины в красном, передаёт бумажный цветок от зрителя из первого ряда, того, которого считали ненормальным. Оказывается он из приюта, на те деньги, что у него появляются, он покупает билет и цветок у старушек, чтобы положить его у ног актёров, но ему кажется, что они не замечают этого. А ещё он молится в церкви за обоих артистов и Моцарта. За Сальери не молится. Гений и злодейство - вещи несовместные.
Очень душевный театр, этот Ярославский камерный. Не упустите шанс познакомиться с ним! Афиша гастролей здесь.
Tags: гастроли, театр
Subscribe
promo sen_semilia april 6, 04:03 340
Buy for 50 tokens
Вы, наверное, помните, как в 2005 году всех потрясла история о том, что 11-летняя Валя Исаева, которую воспитывала бабушка, была изнасилована и забеременела от гастарбайтера из Таджикистана, 19-летнего Хабиба Патахонова хотели отправить в тюрьму, но он отделался условным сроком. Что было потом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments